Потребление цифровых услуг

Pavel Muntyan
5 min readAug 27, 2020

The New York Times опубликовала текст (автор — Нелли Боулз / Nellie Bowles) с основным тезисом: “Потребление цифровых услуг — это признак бедности!” Данное утверждение подтолкнуло меня всерьез задуматься над этим вопросом, потому что очень многие прислали мне ссылки на этот текст как на английском языке, так и в переводе на русский. Многих прямо зацепило это утверждение и всколыхнуло. Со слов автора: цифровая экономика — это экономика услуг для бедняков.

Нелли Боулз / Nellie Bowles

Дальше в статье раскрываются тезисы:

  • Ты беден, если твой врач консультирует онлайн, а не вживую.
  • Ты беден, если твои дети учатся онлайн, а не вживую.
  • Ты беден, если закупаешься онлайн, а не в красивом магазине в самом центре.

Ну, и далее по тексту. Гигантский рынок онлайн секс-услуг — это сервис для бедных. Ведь человек с деньгами будет бум-бум вживую, не пожалев на это пару-тройку сотен зелени.

Вообще в статье речь идет о том, что богатые предпочитают олдскульных репетиторов, персональных тренеров и поваров. Поэтому если ты можешь позволить себе услуги живых людей, значит, ты — представитель новой элиты. Бедные покупают в кредит iPhone, богатые отказываются от смартфонов. Бедные из кожи вон лезут, чтобы дети умели пользоваться девайсами, а обучение богатых строится на живом общении между людьми. Жизнь, проведенная перед экраном, — признак того, что ты — лузер!

Потом начинаются весьма спорные заявления и РЕН-ТВ:

  • взросление с гаджетами вредит когнитивному развитию детей;
  • на стороне IT-корпораций выступают многочисленные недобросовестные психологи.

Признак богатства — жизнь без девайсов, выход из социальных сетей и нежелание общаться через электронную почту. И вывод статьи: человеческий контакт становится элитным продуктом.

За несколько минут до мема…

Теперь: что лично я думаю по этому поводу.

Во-первых, если ты богатый — это не значит, что ты умный. Наследство, выигрыш в лотерее, продажа случайного стартапа типа “онлайн-радио” и клуб “три запятые” (см. сериал “Силиконовая Долина”)… — в общем, с богатством бывает по-разному. В 30% случаев человек просто оказывается в нужное время в нужном месте. К тому же, если ты умный — это не значит, что ты весь уходишь в оффлайн, потому что это перестает тебе быть важным. В сети есть много умных и обеспеченных людей, поверьте. Конечно, если ты Ричард Брэнсон, Илон Маск, Джефф Безос или Сергей Брин, то у тебя тупо нет ни на что времени. Это не отказ от онлайна и не причисление себя к элите, ты просто затрахан миллиардом вопросов с утра до ночи. Тебе не до постиков и текстов типа этого. Максимум, на что хватает времени — это забить по-быстрому твит.

Во-вторых, если ты отказался от цифрового мира, — это совсем не означает, что ты богатый. Я лично знаком с людьми, которые почти не пользуются девайсами и сетью, но до богатства им не просто далеко, а бесконечно далеко. К тому же , получается некоторое искажение реальности, связанное с местом проживания. Медицина. В России, например, сходить к доктору — это норм и недорого, если клиника муниципальная. Образование.На Кипре все дети киприотов обязаны ходить в простую школу, потому что если они не ходят в школу, то родители присаживаются в тюрьму. Не имея кипрского гражданства, у меня уникальный шанс (особенно в свете последних событий с коронавирусом) отдать детей в очень приличную онлайн-школу и не присесть за это дело за решетку. Закупки. Закупаться уж точно лучше не в центральном красивом магазине, где нашпиговано всё нитратами и консервантами, а где-нибудь в деревне, у правильных поставщиков: дешево, натурально, а главное — значительно здоровее. И никто не пойдет в шикарный магазин в центре города покупать что-то уникальное. Потому что этого там нет (ну, кроме шмоток). Найти уникальные и ценные вещи сегодня можно в онлайн-сторах, а не в красочно-стеклянных витринах.

Здесь идет явное нарушение связей, причин и следствий. Но есть еще кое-что важное.

Райские сады элитарного шопоголика…

Как известно, “элита” — это как бы лучшие представители нации или социума. Во все времена люди, обладающие иной позицией (пусть даже извращенной), чем большинство, пытались причислить себя именно к элите. Сформировать элитарную касту. И если уж ты кастуешься, то ты не можешь быть аутсайдером, ты должен быть лучшим представителем нации и никем иным больше. Это логичное оправдание самого себя: “Я не такой, как все. Почему? Да, потому что я избранный!” — эээээ… Кем ты избранный?

Давайте посмотрим на элиты. Например, я защитил кандидатский минимум (философия, язык, основной предмет), написал нужное количество статей, прочитал необходимое количество лекций, написал диссертацию, но не стал ее защищать. То есть сделал всё-всё-всё, что нужно, но зарубил корочку на последнем этапе. Знаете почему? Потому что мой научный руководитель начала все нормальные слова в моей работе (а в ее терминологии это звучало, как слова-примитивы) заменять на наукообразие, какое-то адское словоблудие и сложносочиненный научный понос. Например, слово “привычка” было по всему тексту заменено на “аддикция”. Почему не “обыкновение” или “пристрастие”? Нет! Слово должно быть не то, которое в обиходе у простых людей — в этом есть цимес научной элиты! А слово “палец”, например, она заменила на “фалангированный отросток верхнего манипулятора человека”. По сути, каста научных деятелей через лингвистические преграды пытается себя отделить от остальных, чтобы выглядеть важнее, чтобы быть элитой. Лучшие представители человечества не пользуются словами челяди. Так было и в советские времена, так осталось и по сей день.

Фалангированный отросток верхнего манипулятора человека

Но происходит такое искажение не только в научной среде. А везде, где твоя основная деятельность не является сколько-нибудь массовой: классические музыканты (никого не хочу обидеть), друзья Путина, сомелье, вольные каменщики, капитаны кораблей, коллекционеры патефонов и прочие-прочие. Все это, ёпрст, элита! Но сомневаюсь, что все эти “сливки” общества думают так: мы богаты, значит, мы — новая элита; мы откажемся от девайсов, потому что это — развлечение для сермяжной челяди; подобное отношение к онлайну только усилит нашу элитарность и признаки нашего богатства… Полная чушь!

Дорогие мои читатели. Интересуйтесь всем! Читайте всё! Расходуйте свою жизнь на новые впечатления и новые знания. Отказываться от онлайна (в пользу мифического расслоения человечества в неопределенном будущем) — это такая же глупость, как заменять слово “палец” на “фалангированный отросток”. Главное, на мой взгляд, — не тупить, думать, развиваться, двигаться вперед. А покупка всякого говна в центральных магазинах города — это оставим Нелли Боулз, раз для нее это признак “статусности”.

Ну, и ключевое: “Всем добра!”

Мой Telegram-канал: https://t.me/PavelMuntyanPosts

--

--

Pavel Muntyan

CEO of Toonbox Animation: Kit^n^Kate, Mr.Freeman, Qumi-Qumi, Cut The Rope.